Первый российский музей

Кунсткамера (кабинет редкостей нем.) – был организован на базе собственных коллекций Петра I. Из числа экспонатов музея находились анатомические и биологические диковины, уникальные предметы искусства, редкостные книги, археологические находки. С 1704 года по 1714 год данная коллекция сберегалась в Москве, а в 1714 г. было доставлена в Петербург и размещена в Летнем дворце. Сбережение коллекций монарха было доверено главе Аптекарской канцелярии Роберту Арескину и назначенному непосредственно “смотрителем редкостей и натуралиев” Шумахеру. В те времена музей был закрыт для публики.

В 1718 г. Петр I принял решение сделать из Кунсткамеры публичный музей. И в 1719 г. экспонаты музея были расположены в изъятыми казной палатах Кикина. Данное помещение, оказалось временным: в первую очередь, не достаточно было места для расположения всех экспонатов; и сами палаты были чересчур удалены от самого центра города.

Ко моменту открытия музея численность коллекций, выставленных для показа, поражала не лишь жителей России, но и гостей европейских стран. За свежими экспонатами отправлялись прославленные  экспедиции в Европу, где по указанию Петра I покупались “редкости” для Кунсткамеры. В начальные годы работы музея в нем в том числе были и живые “экспонаты”: к примеру уродцы, карлики, великаны.

Здание Кунсткамеры

Строение Кунсткамеры, возводившееся с 1718 по 1734 г., принадлежит к числу нескольких отлично сохранившихся памятников зодчества первой четверти восемнадцатого столетия. Изначальный план строения был разработан зодчим  Матарнови, а реализовывали возведение зодчие Гербель, Киавери и Земцов.

Кунсткамера состоит из 2-ух равных по наружному виду 3-х этажных корпусов, которые объединены основным корпусом сложной конфигурации. Над основным корпусом построена многоярусная башня. Восточный корпус с 2-х этажным залом был отдан для библиотеки, западный с таким же залом – для музейных коллекций. В основном корпусе и башне, которую сначала увенчивала деревянная вышка, располагались анатомический театр и обсерватория. В круглом зале 3 этажа находился Готторпский глобус-планетарий. Данный редкий глобус, сделанный в семнадцатом столетии в Германии, был доставлен в Санкт-Петербург в 1717 г. как дар Петру I. В диаметре глобус равен 3,1 метра. Снаружи были изображены все ведомые в то время государства, моря, а так же реки, а в середине глобуса размещался самый первый в мире планетарий.

Кунсткамера переселилась в новое строение уже в 1727 г. В соответствии с указом Петра I, вход в музей был бесплатен. В музее находились служители, которые встречали и проводили гостей во всем комнаты, демонстрируя “редкости” с короткими объяснениями. В 1741-1745 г. были изданы каталог Кунсткамеры и путеводитель по музею.

В 1747 г. в помещении музея произошел пожар. Погибла огромная часть этнографических коллекций, был поврежден и Готторпский глобус, сгорела бревенчатая вышка на башне. Реконструировал сооружение в 1754-1758 г. зодчий  Чевакинский, который существенно упростил первичный вид Кунсткамеры.

До наших времен сбереглась лепная барочная обработка сводов 1-го этажа Кунсткамеры, сделанная в 1760-х г-х. В 1777-1779 г-х, когда отмечали пятидесятилетний юбилей Академии наук, здания музея были оформлены фигурными аллегорическими композициями, бюстами и медальонами видных ученых, из которых сбереглись 2 гипсовых барельефа – “Россия”, а так же “Празднующая Европа” – творение ваятеля Павлова. Из скульптурных портретов сберегся барельеф с изображением знаменитого математика восемнадцатого столетия  Эйлера.

В конце восемнадцатого начале девятнадцатого столетия этнографические собрания Кунсткамеры дополнялись многочисленными известными путешественниками, из числа которых стоит выделить  Кука, Крузенштерна, Лиснянского,  Беллинсгаузена, Миклухо-Маклай. В двадцатые годы девятнадцатого столетия на базе Кунсткамеры были организованы независимые музеи – Этнографический музей, Азиатский музей, Египетский музей, Анатомический музей, Зоологический музей, Ботанический музей, Минералогический музей и Кабинет Петра I. Некоторая часть этих музеев размещалась в помещении Кунсткамеры, а некоторая часть – в двух располагающихся рядом зданиях на берегу Невы. До конца восемнадцатого столетия в помещении музея в свою очередь располагались отдельные учреждения организованной Петром I Академии наук.

В 1903 г., в связи с двухсотлетием, музею было дано имя “Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого”.

В часы Великой Отечественной войны музей не работал. Однако уже в 1946 г. его открыли. С 1947 по 1948 год зодчий Р. Каплан-Ингель возродил верхнюю часть башни Кунсткамеры.

Сейчас в залах музея, кроме антропологических и этнографических собраний, выставляются предметы, которые пребывали в Кунсткамере еще во времена Петре первого. В комнатах башни размещен музей Ломоносова, в котором сберегается известный Готторпский глобус, отреставрированный после пожара 1747 г.

Как доехать до Кунсткамеры

Добраться на станции метрополитена “Адмиралтейская” или “Невский проспект”, по подземному переходу перейти на противоположную сторону и автобус №7 или же троллейбусы №1, №10, №7 и доехать до “Стрелка Васильевского острова”.

Справка по годам

  •  1704-1714 годах – экспонаты  Кунсткамеры сберегаются в Москве.
  •  1714-1719 годах – собрания перевезены в Петербург  в Летний дворец.
  •  1718 год – начато возведения строения для Кунсткамеры на Васильевском острове.
  •  1719 год – Кунсткамера открывается для общественного обозрения в Кикиных палатах.
  •  1727 год – Кунсткамера перемещается в новое сооружение.
  •  1743 год – закончена стройка нового помещения Кунсткамеры.
  •  1741-1745 годах – опубликован каталог Кунсткамеры, а так же иллюстрированный справочник по музею
  •  1747 год – пожар в музее.
  •  1754-1758 годах – строение реконструировано согласно плану  Чевакинского.
  •  1766 год – конец ремонтных работ в помещении музея.
  •  1820-1830-е годах – организация на базе Кунсткамеры независимых академ. музеев.
  •  1903 год – в связи с двухсотлетием музею присвоено название: “Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого”.
  •  1946 год – музей открывает свои двери для посетителей после завершения войны.
  •  1947-1948 годах – зодчий Р. Каплан-Ингель воссоздал вышку над башней Кунсткамеры.

Легенды Кунсткамеры

В то время Кунсткамера только лишь распахнула двери  для посетителей, генерал-прокурор Сената Павел Ягужинский внес предложение для изыскания денег на дополнение собрания брать с гостей оплату за вход. Петр I, всё-таки, лучше знал собственных подчиненных. Желая воспитать в россиянах стремление к просвещению, государь отдал приказ всякого гостя потчевать чаем, кофе, вином и даже водкой, а на закуску давать бутерброд.

Со зданием Кунсткамеры сопряжено еще одно предание. Как-то раз, прогуливаясь по Васильевскому острову, Петр заметил редкостную сосну, у коей ветка вросла в ствол, создавая полукольцо. “Вот так древо-монстр!” – вскрикнул восторженный государь… и приказал срубить сосну, а на этом месте заложить новый корпус Кунсткамеры.